http://crynews.ru/images/logos/info/1/13/135.gif

Последнее дело "Жилки"

Вынесен приговор участникам одной из самых кровавых российских ОПГ
Верховный суд Республики Татарстан вынес приговор членам одного из крупнейших криминальных сообществ России - ОПГ «Жилка». На скамье подсудимых оказались 16 человек, на счету которых почти два десятка убийств, бандитизм, организация преступного сообщества, кражи, вымогательства, похищения людей. Хотя, конечно, многое из почти 20-летней истории этой группировки осталось невыясненным.

Преступная группировка «Жилка» появилась в Московском районе Казани в начале 1980-х годов. Ее основали подростки из микрорайона "Жилплощадка", от которого ОПГ и получила свое название. Лидером в группировке буквально с момента ее возникновения стал Хайдар Закиров по прозвищу Хайдер. Невысокий и коренастый, он заметно выделялся среди дружков жестокостью и особым стремлением к лидерству. Он отлично умел договариваться как с главарями бандитов, так и с официальными лицами. Не случайно уже в первые годы своего "правления" Хайдеру удалось взять под контроль завод "Оргсинтез" - один из крупнейших в России производителей полиэтилена. Поскольку на "Оргсинтезе" выпускались некоторые виды продукции, которые успешно конкурировали с западными аналогами, группировка получила не только широкую известность и влияние в криминальном мире, но колоссальную финансовую подпитку. Можно только догадываться, какие суммы перечислял в общак жилковским огромный государственный завод. Платили Хайдеру и руководители частных фирм, работавшие с продукцией «Оргсинтеза». Ведь за отказ от покровительства «Жилки» можно было заплатить жизнью. Например, в 1996 году был застрелен руководитель фирмы «Татпак» Яков Галяметдинов, не захотевший сотрудничать с бандитами. Киллер ОПГ по кличке Кощей подкараулил директора в поселке Залесный и уложил его двумя выстрелами из ТТ.

Тем не менее легендой криминального мира России Хайдер стал благодаря стилю руководства. По его приказу жилковские братки начали вести «правильный образ жизни», стали заниматься спортом. Тех, кто попадался с сигаретой, зверски избивали и изгоняли. На территории, подконтрольной жилковским, не торговали героином. В то же время Хайдер стремился привить звериную жестокость молодым бойцам группировки. В его банде, например, были обычными регулярные обыски 16-18-летних «бойцов», и тех, у кого с собой не было ножа, наказывали.

"Крестный отец" Казани

Хайдар Закиров год от года расширял свои криминальные владения в столице Татарстана. К началу 90-х годов под контролем Хайдера находилось 18 казанских группировок, а "Жилка" упоминалась в отчетах республиканского МВД уже как криминальное сообщество. После коротких, но кровопролитных войн перед Хайдером склонили головы такие известные в городе группировки, как "Кинопленка", "Низы", "Чайники".

Планам Хайдера по организации единого городского ОПС в 1995 году пытался помешать казанский вор в законе Виктор Михайлов по кличке Амбал. Освободившийся из мест заключения, он собирался поставить на место Хайдера, которого считал "бандитом с большой дороги". "Авторитет" едва успел вернуться в родной город, как жилковские организовали на него покушение. Амбалу тогда удалось выжить: тяжело раненного доставили в больницу, где милиционеры поставили вооруженных охранников к дверям палаты. Однако это не помешало жилковским киллерам добраться до своей жертвы. В форме спецназовцев они беспрепятственно проникли в больницу и расстреляли вора в законе вместе с супругой. Как потом установило следствие, в Михайлова стреляли Андрей Перевицких и Радик Аипов.

К середине 90-х годов в Казани оставалась, пожалуй, лишь одна криминальная структура, которая не признавала авторитет лидера жилковских - ОПГ «Борисково». Но 30-летний Хайдер считал это лишь вопросом времени и, не дожидаясь признания борисовских, объявил себя "крестным отцом" Казани и хранителем городского общака.

Влияние жилковских активно росло и в других городах России, например в Москве. По данным ГУБОП МВД РФ, жилковские взяли под контроль целые районы на севере столицы. Например, речной порт со складами, терминалами, заправками, ресторанами, магазинами. Район влияния жилковских делился на сектора и участки. А у каждого участка был свой "участковый", он же - смотрящий. Ставленник Хайдера следил за тем, чтобы жизнь там вели «по понятиям» и вовремя платили дань. Аналогичное подразделение «Жилки» имелось и в Санкт-Петербурге, где представители хайдеровского ОПС контролировали значительную часть Невского проспекта.

Закат группировки начался в 1995 году, когда жилковским бандитам объявили войну члены ОПС, возглавляемого казанским "авторитетом" Драконом. Имея за спиной поддержку давних недругов Хайдера - членов ОПГ «Борисково», Дракон объявил охоту на лидера «Жилки». За 15 лет руководства группировкой Закиров пережил три покушения и получил восемь ранений. Однажды киллеры заблокировали Хайдера с подручными в кабине лифта и буквально изрешетили ее из автоматов. Милиционеры впоследствии насчитали в дверях лифта 94 пулевых отверстия. Но Закирова прикрыли телами охранники, и он выжил, хотя и получил несколько серьезных ран. В ту же ночь в окно больничной палаты, где должен был находиться Хайдер, бросили гранату. Закиров вновь спасся чудом: часом раньше его перевели в другую комнату.

Провидение хранило лидера «Жилки» 34 года. Его убили 26 августа 1996 года в Санкт-Петербурге на улице Руднева. Когда «Мерседес» "авторитета" остановился на перекрестке, киллеры отвлекли охрану Хайдера очередью из автомата Калашникова. А когда телохранители заняли оборону, лидера жилковских убили двое снайперов, притаившихся на крышах соседних домов. Засада на Хайдера была организована по всем правилам военной науки.

Война "авторитетов"

После потери лидера преступное сообщество «Жилка» развалилось на несколько самостоятельных группировок. При этом внутри самой ОПГ началась кровавая борьба за лидерство. Так, в 1998 году был убит ближайший друг Хайдера, Александр Навалов по прозвищу Навал. В войне с ОПГ Дракона Навалов не участвовал, так как в это время отбывал срок за разбойное нападение и хранение огнестрельного оружия. Освободившись после смерти Хайдера, Навал не стал претендовать на лидерство в ОПГ «Жилка», несмотря на свой авторитет. К тому времени он оброс солидными связями в воровской среде Москвы и Сибири, собирался короноваться на вора в законе. Однако жилковские все равно убили его. Так, на всякий случай, чтобы после коронации не претендовал на общак «Жилки». Судя по материалам дела, устранение Александра Навалова было поручено Андрею Перевицких и Евгению Федотову. И те с заданием справились - Навал был застрелен в Казани у ночного клуба «Азия». Вместе с ним под пули киллеров попали брат "авторитета" и администратор клуба.

А в 2001 году был убит еще один претендент на лидерство в группировке - Ислам Галимзянов по прозвищу Исламей. Формально он числился главарем «Жилки» с 1996 года, но уже через год упустил власть из рук, отправившись в колонию за вымогательство 2 миллионов долларов. В этот момент к власти в группировке пришел Юрий Марухин по прозвищу Юрок. К тому моменту он руководил одной из ведущих бригад ОПГ под названием «Хайдеровский двор» и обладал реальной силой. После освобождения Исламея Юрок решил свести с ним счеты. "Авторитета" расстреляли в собственной автомашине на одной из оживленных улиц Казани.

Уголовное дело по факту убийства Исламея сыграло в истории группировки «Жилка» роль похоронной плиты. Работники прокуратуры Татарстана присоединили к этому делу еще два десятка разрозненных уголовных дел, возбужденных в отношении жилковских братков. А вслед за этим стали арестовывать и самих фигурантов этих дел, в числе которых оказался и нынешний лидер «Жилки» Юрий Марухин. Задержанным предъявили обвинения в бандитизме, организации преступного сообщества, убийствах, вымогательствах, кражах, похищениях людей…

Как установило следствие, жилковские занимались убийствами не только в Татарстане и Москве - они расправлялись с коммерсантами в Пермской, Ульяновской, Оренбургской и Ростовской областях. Например, в Ростове-на-Дону ими был убит директор Ассоциации корейцев Ростовской области Олег Ким, а в Орске - известный криминальный авторитет Геннадий Хватландзия по прозвищу Гена-зверь, ближайший друг вора в законе Отара Квантришвили.

Исчезнувшие киллеры

Расследование дела было закончено в апреле 2002 года, однако в суд обвинительные материалы были переданы лишь через полтора года. Столько времени понадобилось обвиняемым, чтобы прочитать около ста томов уголовного дела.

Уголовный процесс по делу ОПГ «Жилка» стартовал в Верховном суде Татарстана в сентябре 2004 года. Зал заседаний охраняли 15 вооруженных до зубов милиционеров. В числе подсудимых оказался и преемник Хайдера Юрий Марухин. Обвиняемые ходатайствовали о том, чтобы их судил суд присяжных. Ходатайство удовлетворили, однако вердикт был вынесен не в пользу жилковских. 5 августа 2005 года присяжные признали виновными всех подсудимых. А на днях свое слово сказал и Верховный суд Республики Татарстан. Лидер ОПГ Юрий Марухин был приговорен к пожизненному заключению, его ближайший соратник Ильсур Гарипов - к 25 годам лишения свободы. Еще 14 членов банды, в том числе казначей группировки Виталий Царьков были приговорены к длительным срокам заключения. Если приговор вступит в законную силу, им придется провести за решеткой от 17 до 22 лет. А вот киллеры Андрей Перевицких и Евгений Федотов, которым вменялось самое большое количество совершенных бандой убийств, до процесса не дожили. Они бесследно исчезли в 1999 году после сборов группировки, которые проходили в одном из подконтрольных «Жилке» ресторанов. Не исключено, что с ними расправились их же собратья, чтобы замести следы своих кровавых преступлений.

http://crynews.ru/images/logos/info/1/14/145.gif

Казанские гангстеры

Как-то вечером наемные убийцы ждали дома проституток и очень удивились, когда на пороге вместо веселых девчонок появились милиционеры. Застигнутые врасплох преступники настолько растерялись, что не оказали сопротивления и не попытались бежать. Правда, предложили сыщикам несколько сотен долларов, думая таким образом откупиться. Но, увидев своих, казанских, оперов, поняли, что так легко не отделаются. На следующий день бандитов, закованных в наручники, на самолете доставили на родину и заперли в СИЗО.

ПРОШЛО чуть больше трех лет. Все это время шло следствие по делу известного далеко за пределами Татарстана преступного сообщества «Жилка». 27 сентября над 16 активными членами банды начнется суд. Они обвиняются в 24 убийствах, похищениях людей, разбоях, вымогательствах.

«Крестник»

ХАЙДАР Закиров (Хайдер) вырос в самом глухом микрорайоне Казани — Жилплощадка. Здесь жили приехавшие в город за хорошей жизнью из колхозов крестьяне. По 20 семей они ютились в крохотных комнатушках-клетках в бараках. Кухня — на всех одна, туалет на улице. По выходным баня. Хайдар, как и все его друзья, целыми днями пропадал во дворе. Тут не до уроков. Каждое утро он бегал, отжимался и подтягивался во дворе на самодельном турнике. А однажды в драке стенка на стенку за свою территорию он достал из-за пазухи нож и поранил «врага», чем завоевал непререкаемый авторитет среди дворовой шпаны. Закиров встал во главе молодежной группировки, в которую входили пацаны от 9 до 20 лет, проживавшие на нескольких казанских улицах. Чтобы повязать каждого бойца кровью, Хайдер обязал всех 13–18-летних «новобранцев» носить с собой холодное оружие: нож, кастет или металлическую трубу, за отсутствие которых жестоко избивали. Впервые о «Жилке» как о сплоченной преступной группе заговорили в 1984 году. Казанские старожилы до сих пор помнят 15 января. Тогда из-за дележа территорий на Лебяжьем озере схлестнулись 60 молодежных казанских группировок. Зачинщиком кровавого побоища был Закиров. Суд приговорил его к шести годам заключения. Но арест лидера не помешал «жилковцам» идти к вершинам власти в криминальном мире. Из колонии Хайдер наставлял корешей, как нужно правильно зарабатывать капиталы. Под его чутким руководством группировка обложила данью каждого коммерсанта в городе. А с освобождением авторитета бригада выбилась в центровые. Развернувшись, Закиров построил рядом со своим домом ресторан «Резеда» для проведения сходок, деловых бесед и просто гулянок. Хотел с пятого этажа, прямо с балкона своей квартиры, пустить в ресторан лифт. Во дворе Хайдера круглосуточно дежурили его бойцы, которые официально числились кто дворниками, кто охранниками в подвластных «Жилке» предприятиях.

«Отрочество»

Поскольку с каждым годом головорезов у Хайдера становилось больше, их надо было кормить. Основным источником доходов организованного преступного сообщества (ОПС) стали «Казаньоргсинтез» (один из крупнейших в мире производителей полиэтилена), завод «ТАСМА» (производитель фото- и кинопленки), «Булгар-АвтоВАЗ», Казанский вертолетный завод, Татстройбанк, КБ «Аяр», заводы сантехзаготовок, «Красный стекловар» и рынки. Но этого лидеру «Жилки» было мало. И к 1992 году казанцы развернулись в Москве, взяв под контроль весь север столицы вместе с речным портом, складами, нефтяными терминалами, заправками, ресторанами и магазинами. Весь автомобильный рынок на тот момент был в руках казанских. Они держали в страхе Невский и Лиговский проспекты в Санкт-Петербурге, потеснив тамбовскую группировку, а с Торжокского рынка выгнали азербайджанцев. В Перми им принадлежало крупное предприятие по переработке и поставке леса со всего Урала на Запад. Им удалось подмять под себя Севастополь, потеснив бывшую «крышу» — чеченцев, а в Республике Марий Эл им принадлежали спиртзаводы и некоторые базы отдыха. Это далеко не полный список империи Хайдера. В общей сложности ему платили дань около 500 предприятий. И в общаке «Жилки» постоянно хранился неприкосновенный запас — несколько миллионов долларов. К тому же группировка наладила прямые поставки крупных партий оружия из Бельгии в Россию и торговала им на криминальном рынке. А еще «Жилка» занималась благотворительностью, перечисляя ежемесячно деньги в детский дом-интернат. Почему именно туда, до сих пор осталось загадкой для следствия. Сыщики предполагают, что так Хайдер готовил себе новых бойцов.

Всех «мочить»

ПОНЯТНО, что такой размах «Жилки» устраивал не всех. В 1993 году прокатилась волна убийств «жилковских» авторитетов. Не стало Скрябы, Гитлера и «законника» Ракоши. В Казань со всей России повезли гробы погибших бойцов. На «аллее славы героев за правое дело» им устраивались пышные похороны с клятвами на могилах «отомстить за братка». Из обвинительного заключения уголовного дела: «…осенью 94-го на базе отдыха «Яльчик» Республики Марий Эл Хайдер собрал сход из лидеров союзных с «Жилкой» группировок и объявил войну всем противостоящим ОПС Казани: устранить лидеров и участников, завладеть кормушками». Была сформирована бригада киллеров, вооруженная по последнему слову техники. За голову врага киллерам платили по 100 тыс. руб. Волна разборок пронеслась по всей России. Вор в законе Виктор Михайлов (Амбал), лидер конкурирующей с «Жилкой» группировки, не захотел договариваться о союзничестве с Хайдером, чем и подписал себе смертный приговор. Покушение на Амбала оказалось неудачным, его лишь тяжело ранили. В больнице к Амбалу поставили круглосуточную охрану из двух милиционеров, но по не выясненным до сих пор причинам охрана каким-то образом была снята, а Амбал убит. Единственный орешек, оказавшийся не по зубам Хайдеру, — группировка Дракона. Оперативники говорят, что оба сообщества тогда насчитывали более 7 тыс. человек. «Драконы» три раза пытались убрать Хайдера, завладеть общаком и «кормушками», но каждый раз ему удавалось остаться в живых. И все же кольцо вокруг «крестного отца казанской мафии» сжималось. В 1996 году Хайдера убили в Питере.

«Юность»

Но история «Жилки» на этом не закончилась. После гибели лидера в группировке произошел раскол: часть бандитов занялась бизнесом, другая — продолжила кровавые дела, пытаясь сохранить лидирующие позиции среди остальных банд. Многие претендовали на корону и общак. Но не все выживали. В 97-м власть в очередной раз сменилась, престол занял Ирек Мингазов (Ташкент). Его связи во властных и силовых структурах (в отличие от Хайдера, который всегда заявлял, что он плевал на казанских ментов и не пристало ему ходить к ним на поклон) помогли группировке восстановить свои позиции. Но Ташкент понимал, что рано или поздно его попытаются убрать. Всеми правдами и неправдами он пытался остановить наступающую ему на пятки смерть. Пуля настигла его в Питере, возле дома. «Жилка» была обречена. Сегодня группировки и ее былого могущества больше нет. Те, кому пока удалось избежать правосудия за недостаточностью улик и доказательств, находятся под неусыпным наблюдением правоохранительных органов. Некоторые пытаются легализоваться как коммерсанты. Говорят, что после смерти «жилковского» авторитета на заграничных счетах австрийских, чешских, венгерских и польских банков до сих пор хранятся запредельные суммы. И ими пока никто не воспользовался. Но сыщики надеются, что кто-нибудь все равно придет за этими деньгами, и тогда, возможно, удастся распутать клубок многочисленных «висяков».