Один из лидеров движения за ядерное разоружение, мэр города Нагасаки Иттио Ито скончался вчера от полученного накануне ранения. Покушение на него совершил профессиональный гангстер. После выстрелов в Нагасаки в безопасной и тихой Японии заговорили о том, что страна "катится по американскому пути".

http://www.kommersant.ru/Issues.photo/DAILY/2007/066/A200704173F0_t250w.jpg

Покушение на мэра Нагасаки произошло во вторник около восьми вечера у главного железнодорожного вокзала города. Иттио Ито выступал на импровизированном митинге, призывая публику вновь проголосовать за него на предстоящих 22 апреля перевыборах местного градоначальника. Затем мэр пешком направился к своему избирательному штабу и не заметил подскочившего сзади плотного мужчину. С метровой дистанции незнакомец сделал из револьвера два выстрела в спину господину Ито и попытался убежать, но его скрутили находившиеся поблизости сотрудники городской администрации.
Мэра срочно доставили в больницу. Операция длилась четыре часа, но вывести раненого из состояния клинической смерти врачи не смогли. Как сообщили в госпитале при Университете Нагасаки, две пули пробили сердце и легкое.
Убийцей оказался давно известный полиции 59-летний гангстер Тэцуя Сироо – главарь местной банды, связанной с крупнейшим в Японии мафиозным синдикатом "Ямагути-гуми". Он уверяет, что решил убить мэра за то, что тот плохо занимался городским хозяйством и был причастен к незаконному распределению заказов на строительные работы. Впрочем, полиция выяснила, что у криминального авторитета были иные мотивы для убийства. С 2003 года он пытался вымогать деньги у властей города, ссылаясь на то, что на одной из муниципальных строек его машина провалилась в яму и повредила бампер. За ущерб авторитет требовал примерно $20 тыс., однако мэрия Нагасаки в компенсации отказала. Это, видимо, и заставило Тэцуя Сироо взяться за револьвер. Есть также сведения, что перед покушением он безуспешно пытался вынудить власти Нагасаки передать его фирме выгодный строительный заказ.
В любом случае дело об убийстве мэра на политическое не тянет, однако Японию оно потрясло. Причем по двум причинам.
Во-первых, убитый господин Ито был не просто мэром, а одним из самых ярких лидеров пацифистского движения. Он родился спустя две недели после американской атомной бомбардировки Нагасаки и борьбу с ядерным оружием сделал делом своей жизни. Ито-сан (как его называли) был активным участником конференций ООН по соблюдению режима ядерного нераспространения, лидером Союза безъядерных городов. Мэр Нагасаки использовал каждую годовщину атомной бомбардировки своего города, чтобы едко высказываться по поводу нежелания США отказаться от права на первый ядерный удар. Немало крови он попортил и правительству Японии, агитируя за придание силы закона трем неядерным принципам – не иметь, не производить и не ввозить ядерное оружие.
Во-вторых, в Японии даже профессиональные гангстеры крайне редко прибегают к огнестрельному оружию, предпочитая традиционные клинки. С полицией у бандитов есть негласная договоренность: стрелять нельзя, поскольку это ставит под угрозу жизни обывателей. На каждый выстрел полиция отвечает жесткими репрессиями, хотя в целом терпимо относится к мафиози, в рядах которых состоит примерно 42 тыс. профессиональных гангстеров. В прошлом году в Японии зафиксировано лишь 53 случая применения огнестрельного оружия, и только два из них привели к гибели людей.
Покушения на политиков в Японии случались и раньше: в 1990 году правый экстремист стрелял в предшественника Иттио Ито на посту мэра Нагасаки, обвинив его в неуважении к императору. А в октябре 2002 года боевик националистической организации зарезал депутата нижней палаты парламента Коки Исии, который учился в Москве, хорошо говорил по-русски и прославился расследованием скандальных историй.
После выстрелов в Нагасаки в Японии заговорили о том, что страна "катится по американскому пути", а оппозиция обвинила правительство в плохой организации борьбы с преступностью. "У нас создали атмосферу вседозволенности, когда ради достижения цели можно идти на все",– патетически заявил лидер Демократической партии Итиро Одзава, главный оппонент нынешнего правительства. В ответ власти распорядились усилить охрану участников избирательных кампаний и намерены еще больше ужесточить контроль над продажей огнестрельного оружия.